29 декабря 2018 в 11:52
Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли, в декабре 2018 года

Обзор

изменений законодательства и нормотворческих инициатив
в строительной отрасли, в декабре 2018 года

1.    Минстроем России разъяснены особенности определения сметной
стоимости строительства и формирования заказчиком цены
контракта

<Письмо> Минстроя России от 15.10.2018 N 45994-ОГ/09 <Об индексах
изменения сметной стоимости строительства>

Сообщается, в частности, что определение сметной стоимости строительства,
реконструкции, капитального ремонта, финансируемых с привлечением средств
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц,
созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными
образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах
которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований
составляет более 50 процентов, осуществляется на стадиях разработки
проектной документации, проведения проверки достоверности определения
сметной стоимости и определения начальной (максимальной) цены контракта.

Федеральный реестр сметных нормативов размещен на официальном сайте
Минстроя России в сети "Интернет" www.minstroyrf.ru                         в разделе

"Деятельность/Градостроительная                           деятельность                          и

архитектура/Ценообразование".

Порядок разработки, рассмотрения и введения в действие Индексов изменения
сметной стоимости строительства установлен Методическими рекомендациями
(далее - Методические рекомендации), утвержденными приказом Минстроя
России от 9 февраля 2017 г. N 84/пр.

В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций Индексы
предназначены исключительно для определения стоимости строительства
базисно-индексным методом на стадии разработки проектной документации в
уровне цен, соответствующем периоду разработки сметной документации.
Индексы сообщаются ежеквартально письмами Минстроя России, которые
публикуются на официальном сайте Минстроя России в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет" и включаются в федеральный реестр
сметных нормативов.

Согласно пункту 8.2 Методических рекомендаций разработка и публикация
Индексов по статьям затрат не предусмотрена.

Начальная (максимальная) цена контракта определяется заказчиком
строительства на основании положительного заключения государственной
экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 22 Федерального
закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(далее - Закон N 44-ФЗ) и Методических рекомендаций по применению методов
определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных
приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее -
Методика).

 

1


В соответствии с пунктом 6.1 Методики основанием для определения начальной
(максимальной) цены контракта является смета (сметная стоимость работ),
разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

При заключении государственного (муниципального) контракта указывается, что
цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения
контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются
ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное
значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

В соответствии с законодательством Российской Федерации заказчик
строительства при подготовке документации о закупке самостоятельно
формирует начальную (максимальную) цену контракта и определяет условия
исполнения контракта, включая порядок оплаты выполненных работ.

В соответствии со статьей 110.2 Закона N 44-ФЗ существенным условием
государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию)
объекта капитального строительства является поэтапная оплата выполненных
подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Объем
выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743
Гражданского кодекса РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ
осуществляется в сроки и в размерах, которые устанавливаются графиком
оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения
строительно-монтажных работ. Указанные графики являются неотъемлемой
частью государственного (муниципального) контракта.

 

2.   ФАС России разъяснил, когда государственная экспертиза
проектной документации объекта капитального строительства,
размещаемого в границах зон с особыми условиями
использования территорий, является обязательной

<Письмо> ФАС России от 28.11.2018 N АД/97165-ПР/18 "О
рассмотрении обращения”

Отмечается, что согласно Земельному кодексу РФ в границах зон с особыми
условиями      использования     территорий устанавливаются ограничения

использования земельных участков, которые распространяются на все, что
находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено
законодательством о недрах, воздушным и водным законодательством, и
ограничивают или запрещают              размещение      и (или)         использование

расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества
и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для
осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями
установления зон с особыми условиями использования территорий.

Одновременно с этим Градостроительным кодексом РФ установлено, что
государственная экспертиза проводится только в отношении проектной
документации объектов, строительство, реконструкция которых планируется в
границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых
предусматривает ограничение             размещения      объектов капитального

строительства. В иных случаях застройщик или технический заказчик по своему

 

2


выбору направляет техническую документацию, а также инженерные изыскания
на государственную или негосударственную экспертизу.

Таким образом, в случае, если границы зон с особыми условиями использования
территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов
капитального строительства, не установлены, застройщик имеет право по своему
усмотрению направлять проектную документацию как на государственную, так и
на негосударственную экспертизу.

 

3.   В исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства
объектов водоснабжения и водоотведения включены новые
процедуры

Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 N 1469 ”О внесении
изменений в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства
объектов водоснабжения и водоотведения”

В частности, в перечень процедур в сфере строительства линейных объектов
водоснабжения и водоотведения, утвержденный Постановлением Правительства
РФ от 07.11.2016 N 1138, включены следующие процедуры:

направление отчета об охране лесов от пожаров;

направление отчета о защите лесов;

направление отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного
воздействия;

предоставление права пользования участком недр местного значения для
геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи
подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки
подземных вод и их добычи;

направление уведомления о начале строительства, реконструкции объекта
капитального строительства;

направление уведомления о завершении строительства, реконструкции объекта
капитального строительства.

В перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и
водоотведения,     за исключением линейных               объектов, утвержденный

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1138, включены, в частности,
следующие процедуры:

предоставление    согласия на планируемое                размещение инженерных

коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги;

направление отчета об охране лесов от пожаров;

направление отчета о защите лесов;

направление отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного
воздействия;

предоставление права пользования участком недр местного значения для
геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи

 

3


подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки
подземных вод и их добычи;

направление уведомления о начале строительства, реконструкции объекта
капитального строительства;

направление уведомления о завершении строительства, реконструкции объекта
капитального строительства.

4.   Внесены очередные изменения в классификатор строительных
ресурсов

Приказ Минстроя России от 30.11.2018 N 775/пр "О внесении
изменений в классификатор строительных ресурсов”

Приказом, в частности, обновлены:

Книга 1. "Материалы для строительных и дорожных работ";

Книга 2. "Щебень, гравий, песок, шлаки, смеси, глины, грунты";

Книга 08. "Изделия металлические, металлопрокат, канаты";

Книга 11. "Изделия и конструкции из дерева и пластмассовых профилей";

Книга 13. "Изделия из природного камня";

Книга 14. "Материалы лакокрасочные, антикоррозийные, защитные и
аналогичные покрытия, клеи";

Книга 16. "Материалы для садового-паркового и зеленого строительства";

Книга 18. "Материалы и изделия для систем водоснабжения, канализации,
теплоснабжения, газоснабжения";

Книга 20. "Материалы монтажные и электроустановочные, изделия и
конструкции";

Книга 22. "Материалы для систем и сооружений связи, радиовещания и
телевидения";

Книга 23. "Трубы и трубопроводы, фасонные и соединительные части, фитинги
стальные";

Книга 24. "Трубы и трубопроводы, фасонные и соединительные части, фитинги
из других материалов, кроме бетонных";

Книга 25. "Материалы для строительства железных дорог";

Книга 61. "Оборудование и устройства электронные связи, радиовещания,
телевидения, охранно-пожарная сигнализация";

Книга 62. "Оборудование, устройства и аппаратура электрические";

Книга 63. "Оборудование, устройства и аппаратура для систем теплоснабжения";

Книга 68. "Насосы и станции для перекачки и поднятия жидкости";

Книга 77. "Оборудование для строительства железных дорог";

Книга 91. "Машины и механизмы".

В указанных книгах исключается, изменяется или дополняется ряд позиций.

 

4


Кроме того, уточнены наименования единиц измерения классификатора
строительных ресурсов.

5.   Подписан Федеральный закон, направленный на
совершенствование правового регулирования деятельности
застройщиков, привлекающих денежные средства дольщиков для
строительства объектов недвижимости

Федеральный закон от 25.12.2018 N 478-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве
многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральным законом, в частности:

с 10000 до 5000 кв. м площади ранее построенных многоквартирных домов
снижается требование к опыту участия застройщиков в строительстве
многоквартирных домов, при наличии которого допускается привлечение средств
дольщиков;

застройщикам предоставляется возможность привлекать целевые займы от
любых учредителей (участников) застройщика (а не только от своего основного
общества);

исключается механизм плановых проверок застройщиков с одновременным
расширением перечня оснований для проведения внеплановых проверок;

требования граждан по передаче машино-мест и нежилых помещений площадью
до 7 кв. м приравниваются к требованиям граждан по передаче жилых
помещений;

предусматривается создание публично-правовой компанией "Фонд защиты прав
граждан - участников долевого строительства" фонда в целях финансирования и
осуществления мероприятий по завершению строительства объектов
незавершенного строительства, для строительства которых привлекались
денежные средства участников долевого строительства;

предусматривается перевод новых договоров участия в долевом строительстве
по ранее начатым проектам, где в качестве механизма обеспечения исполнения
обязательств застройщика перед гражданами использовался договор
поручительства или договор страхования гражданской ответственности, на
уплату взноса в компенсационный фонд;

закрепляется положение о переходе с 1 июля 2019 года на проектное
финансирование с использованием счетов эскроу в отношении всех реализуемых
застройщиками проектов строительства многоквартирных домов, включая
проекты, договоры участия в долевом строительстве по которым заключались до
1 июля 2019 года, за исключением проектов, соответствующих установленным
Правительством РФ критериям, определяющим степень готовности таких
объектов и количество заключенных договоров участия в долевом
строительстве.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

5


6.   В реестр проектов повторного применения включено 64 новых
объекта капстроительства

В реестр экономически эффективной проектной документации повторного
использования в текущем месяце включено 64 новых объекта капитального
строительства. Всего в реестре в настоящее время 858 проектов. Они отвечают
критериям экономической эффективности и рекомендованы для тиражирования
по всей стране.

Всего в реестр включен 331 проект детских садов, 246 школ, 101 жилой дом, 72
спортивных зданий и сооружений, 45 объектов здравоохранения, 28 объектов
социального обслуживания и 19 коммунального, 9 линейных объектов, 7
административных зданий.

Напомним, использование экономически эффективной проектной документации
повторного применения при строительстве объектов за счет бюджета закреплено
законодательно. Эта мера направлена на повышение эффективности
расходования бюджетных средств при проектировании, а также дает
возможность повторения апробированных и успешно зарекомендовавших себя
технических и технологических решений.

Работа по отбору для повторного использования экономически эффективных
проектов школ и детских садов, которые строятся с привлечением бюджетных
средств, ведется с 2011 года. В 2016 году по решению правительства России
началось формирование реестра экономически эффективной проектной
документации повторного использования.

Для признания проектной документации экономически эффективной повторного
использования, она должна соответствовать утвержденным критериям: сметная
стоимость строительства объекта капстроительства не должна превышать
предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с
применением утвержденных Минстроем России укрупненных норматив цены
строительства (НЦС). В случае отсутствия НЦС - сметную стоимость объектов,
аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям
территории, на которой планируется строительство объекта. А также объект
должен иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «С».

Если документация соответствует этим критериям, то получает положительное
заключение госэкспертизы. В этом случае, проект может быть рекомендован
Минстроем России для повторного использования.

 

7.   Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой
величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости
строительства в IV квартале 2018 года

Письмо Минстроя России от 21.12.2018 N 51276-ДВ/09 "О
рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной
стоимости строительства в IV квартале 2018 года, в том числе величине
прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно -
монтажных работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости
пусконаладочных работ"

 

6


Минстрой России в дополнение к письмам от 10.10.2018 N 41343-ЛС/09 и от
15.11.2018 N 45824-ДВ/09 сообщает о рекомендуемой величине прогнозных
индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2018 года, в
том числе величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости
строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Указанные прогнозные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 200l
года в соответствии с положениями Методических рекомендаций по разработке
индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденных Приказом
Минстроя России от 9 февраля 2017 г. N 84/пр, и с использованием, в частности,
данных по ценообразованию в строительстве за III квартал 2018 года с учетом
прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

 

8.   Государственная экологическая экспертиза проектной
документации объектов капитального строительства,
относящихся к объектам I категории, не будет проводиться в
отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019

 

Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в
статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе” и
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации"

 

Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов
капитального строительства, относящихся к объектам I категории, не
осуществляется в отношении объектов капитального строительства в случаях,
если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их
строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация
таких объектов представлена на экспертизу, или на указанную проектную
документацию получено заключение такой экспертизы до указанной даты, а
также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена
подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с
законодательством о недрах до указанной даты проектной документацией на
выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении
нефти и природного газа.

 

Также уточнено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на
сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы
загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их
размещение (далее - разрешения и документы), полученные юрлицами и ИП,
осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к
объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения
срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения
комплексного экологического разрешения или представления декларации о
воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений
и документов.

 

7


С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в
установленные сроки (с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года
включительно, либо до 1 января 2025 года для юрлиц и ИП, осуществляющих
деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших
доступных технологий) допускается выдача или переоформление разрешений и
документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным
им федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и
документы действуют до дня получения комплексного экологического
разрешения в указанные сроки.

Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на
объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих
федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный
Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а в отношении
иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о
воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия
хотя бы одного из указанных разрешений и документов.

Кроме того:

срок проведения государственной экологической экспертизы сокращен с 3
месяцев до 2 месяцев;

из перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального
уровня исключена проектная документация буровых скважин, создаваемых на
земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для
регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и
добычи нефти и природного газа.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за
исключением отдельных положений.

 

9.   Актуализация нормативной базы в строительстве в 2019 году
будет нацелена на внедрение новых материалов и технологий

План 2018 года по разработке строительных стандартов и Сводов правил в
рамках программы национальной стандартизации выполнен полностью, акцент в
работе был сделан на разработку нормативной документации, касающейся
инновационных материалов и технологий. В планах будущего года -
актуализация нормативной базы для исключения устаревших материалов и
технологий. Об этом сообщил глава Минстроя России Владимир Якушев, подводя
итоги работы в области технического регулирования.

В 2018 году разработано 58 проектов сводов правил, 77 проектов национальных
и межгосударственных строительных стандартов в области строительства. «В
уходящем году работа по стандартизации была направлена на обеспечение
безопасности зданий и сооружений, внедрение инновационных технологий
информационного моделирования, энергоэффективных и полимерных
композитных материалов, создание межгосударственной нормативной базы в

 

8


области строительства, учету требований международных стандартов. Особое
внимание было уделено разработке нормативной документации, касающейся
инновационных материалов и технологий. В следующем году актуализация
нормативной базы будет нацелена на выполнение показателей Национального
проекта «Жилье и городская среда», предусматривающих внедрение передовых
материалов и технологий в проектировании и строительстве и установление
ограничения на использование устаревших», - пояснил Владимир Якушев.

Основой для работы в 2019 году стало проведение прикладных научных
исследований (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ),
обеспечивающих определение нормируемых параметров в сфере строительства.
Проведено 78 таких работ. Результаты выполненных в 2018 году научных работ
предполагается использовать при актуализации нормативных технических и
методических документов в области проектирования зданий и сооружений, в том
числе на многолетних мерзлых грунтах в арктических регионах.

На 2019 год запланировано утверждение 80 стандартов. Запланированы 53
работы по разработке новых СП, пересмотру (актуализации) и внесению
изменений в ранее утвержденные своды правил в области инженерных
изысканий, проектирования оснований и фундаментов, проектирования в
сейсмических районах, эксплуатации жилых, общественных и производственных
зданий и сооружений, сооружений транспорта.

Так, например, идет активная работа над новым Сводом правил «Мосты с
конструкциями из алюминиевых сплавов. Правила проектирования», заказчиком
разработки которого выступило АО «ОК РУСАЛ ТД». Минстрой России
разрабатывает документ совместно со специалистами Минтранса России, ТК 418
«Дорожное хозяйство», МЧС России, ТК 274 «Пожарная безопасность», ТК 465
«Строительство», НИУ МГСУ и Алюминиевой Ассоциации. Проект СП
неоднократно обсуждался на профессиональных площадках, экспертные мнения
аккумулируются и анализируются. Конечная версия стандарта будет
представлена в 2019 году.

Кроме того, для скорейшего ввода инновационных материалов и технологий в
практическое использование ФАУ «ФЦС» выдано 248 технических свидетельств.

В 2018 году разработаны следующие стандарты, содержащие новые материалы и
технологии:

-     ГОСТ Р «Сетка композитная полимерная для армирования кирпичной кладки.
Технические условия»,

-     ГОСТ Р «Соединения на винтах деревянных конструкций. Методы испытаний»,

-     ГОСТ Р «Конструкции деревянные клееные армированные винтовыми
соединениями. Технические условия»,

-      ГОСТ Р «Конструкции ограждающие зданий. Метод определения срока
эффективной эксплуатации полимерной теплоизоляции»,

-     ГОСТ 32310 «Изделия из экструзионного пенополистирола, применяемые в
строительстве. Технические условия»,

-      ГОСТ 23118 «Конструкции стальные строительные. Общие технические
условия».

 

9


Выполнены НИОКР, направленные на внедрение новых материалов и

технологий:

Разработаны (дополнены) своды правил, содержащие актуализированные

нормируемые параметры:

-     Изменение СП 15.13330.2012 «СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные
конструкции»,

-     СП «Каменные и армокаменные конструкции. Методы усиления»,

-     Изменение СП 229.1325800.2014 «Железобетонные конструкции подземных
сооружении и коммуникации. Защита от коррозии»

-     Изменение СП 266.1325800.2016 «Конструкции сталежелезобетонные. Правила
проектирования»,

-      Изменение   СП      297.1325800.2017 «Конструкции фибробетонные с

неметаллической фиброй. Правила проектирования»,

-     СП «Монолитные конструктивные системы. Правила проектирования»,

-     Изменение СП 260.1325800.2016 «Конструкции стальные тонкостенные из
холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила
проектирования»,

-      Изменение   СП      294.1325800.2017    «Конструкции стальные. Правила

проектирования»,

-     Изменение СП 128.13330.2016 «СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции».

 

10

 

 


Назад